• Телефон:  +7 (968) 950  11  07
  • Электронная почта:      reverseglass @ yandex.ru

Декоративное зеркало

Декоративное зеркало- физика и лирика.

 

   Декоративное зеркало – это не обручальное кольцо. Однако это тоже не простое украшение! А уникальный объект дизайна интерьера и почти что предмет культа. Зеркало в большинстве случаев – это плоское стекло, покрытое с обратной стороны амальгамой (светоотражающим слоем). Но что мы знаем о стекле и зеркале, с физической точки  зрения? Да и с лирической тоже… Художественная ценность их воспета посвоему поэтами и мастерами, работающими каждый в своей техниках. Однако до сих пор существует ещё путаница, что называть декоративным стеклом и что называть старинным зеркалом… Это в нашем-то веке высоких технологий!

Декоративное зеркало под микроскопом. Разнообразные стеклообразные.

   Очевидно и общеизвестно, что декоративное зеркало изготавливается из стекла. Чисто физически оно является твёрдым аморфным веществом. Прозрачность не является физическим свойством, отличающим его от других веществ. Так как прозрачными могут быть и не стёкла, зато все твёрдые аморфные вещества называются стеклообразными, или попросту стеклом.

декоративное зеркало
кристалл кварца

Самое древнее в мире декоративное зеркало– это природное стекло! Ведь оно пролежало в земле или на земной поверхности десятки тысяч, а то и миллионов лет.

Итак, со школьной скамьи каждый знает, что стекло – аморфный материал. То есть, не имеет кристаллической решётки. Однако «природным»  почему-то называют горный хрусталь. Вот вы сейчас очень сильно удивитесь, когда узнаете, что горный хрусталь называют стеклом ошибочно. Почему? Да именно потому, что он хрусталь, что в переводе означает кристалл! А стекло-то аморфно, это ещё со школьной скамьи каждый знает.

   Прозрачный кристаллический кремнезём, или кварц (тот самый горный хрусталь) –кристалл, это ясно, как хрусталь. Однако его по-прежнему считают природным. Хотя стеклом на самом деле является только искусственный хрусталь, ибо только искусственный хрусталь имеет аморфное состояние.

   И вот вам ещё один парадокс: исторически первые  декоративные зеркала были именно из обсидиана! С той же самой школьной скамьи каждый из нас знает, что черный поглощает, а белый отражает солнечные лучи. А вот обсидиан (который, как известно, чёрный), обладает особым свойством отражать весь световой спектр! Поэтому самые древние декоративные зеркала – именно из обсидиана.

декоративное зеркало reverseglass 2
кристалл обсидиана

   Хотите ещё больше шока? Тогда вот вам: к природному стеклу вулканического происхождения относят также пемзу и базальт! Так что, вспомните этот факт, когда будете чистить пятки или взбираться на скалу.

   Что вам ещё сказать о видах природного и искусственного стекла? Искусственное – это особая тема, в которой, как в лабиринте Минотавра, можно заблудиться. Ведь с той поры, как человек разумный узнал себя в собственном отражении, он не перестаёт изобретать всё новые отражающие поверхности, большинство из которых мы сегодня называем – декоративное зеркало.

   Если кто-то захочет ещё погорячее, то вот вам происхождение природного стекла горячее некуда. Представите себе: летит в космосе астероид или комета, и вдруг – бац! – падает на нашу планету в виде разлетевшегося на кусочки метеорита. И эти кусочки, остывая, могут образовать аморфное вещество, то есть, стекло. Такие космические стёкла называют тектитами. Геологический возраст тектитов – от десятков миллионов до десятков тысяч лет. По-видимому, раньше метеориты падали гораздо чаще и сохранялись лучше.

Старинное декоративное зеркало в поверьях.  Душезрительное зерцало.

О мистике термина декоративное зеркало не знают только младенцы. О них до сих пор ходят легенды, зеркала окутаны и опутаны покровом поверий и примет.

Из древних времён до нас дошли и до сих пор практикуются всевозможные обряды с зеркалами, а также правила обращения с ними: что можно и нужно, а чего нельзя делать с ними.

Можно и нужно:

  • регулярно мыть, чтобы жизнь и помыслы были чисты и прозрачна;
  • здороваться с зеркалом, чтобы отразить пожелание здоровья себе;
  • почаще широко улыбаться, глядя в эго поверхность;
  • вставить старинное декоративное зеркало в металлическую оправу, чтобы аккумулировать положительную энергию;
  • женщинам пользоваться круглой формой, а мужчинам прямоугольной;
  • и ещё многое другое…

Нельзя:

  • смотреться в разбитое зеркало, иначе разобьётся жизнь;
  • забывать о зеркалах, которыми не пользуетесь (особенно это касается понятия старинное декоративное зеркало), регулярно доставать их и протирать, иначе зеркало может начать мстить за неуважение;
  • подносить к зеркалу младенцев, чтобы не испугались;
  • сидеть спиной к зеркалу, чтобы оно не вытянуло в себя энергию человека;
  • вешать зеркала над кроватью и в ванной;
  • и ещё многое другое…

  Конечно, в наше время люди по большей части не относятся всерьёз к суевериям, а декоративное зеркало для большинства людей – просто зеркало. Но, несмотря на научно-технический прогресс, почему древние поверья так живучи? Может, потому что зеркала отражают не только видимые глазу лучи солнечного спектра, но и невидимые эманации, испускаемые самим человеком? Так называемая психическая энергия. И может, зеркала отражают и направляют на смотрящегося в него человека ещё нечто такое, что недоступно научному обоснованию. Почему бы и нет? Ведь чему нет ни доказательств, ни опровержений, имеет вероятность существования… И это значит, что декоративное старинное зеркало действительно может являться неким магическим предметом, способным на нечто большее, чем отражение предметов…

Декоративное зеркало.  Свет мой, зеркальце…в искусстве.

   Зеркала не лгут, даже тогда, когда люди видят в декоративном старинном зеркале то, чего там нет, потому что так хочется. Данная тема в искусстве освещена со всех сторон. Именно потому что одну и ту же натуру можно подать одновременно с разных сторон, используя этот эффект. Психологизм этого приёма просто потрясающий. Например, на картине Моргана Уэстлинга «Отражение» изображена девушка спиной к зрителю. Она казалась бы таким трогательно-нежным, утончённым и детски-невинным созданием, если бы не отражение в зеркале перед ней: здесь отражается  холодная решимость – месть, может, даже убийство…

  Тот же приём использован при создании картины Джона Уотерхауса «Марианна перед зеркалом». Спиной к зрителю изображена женщина в платье свободного фасона с мягкой драпировкой, по которой струятся шикарные распущенные длинные волосы. Она кажется исполненной уверенного достоинства, но отражение в зеркале сообщает зрителю уверенность совершенно иного рода: она решила, что ей незачем больше жить…

   Название картины «Тщеславие» Огюста Толмуша говорит само за себя. То же самое название имеет картина Жана Леона Перро. И даже тип женщины тот же: горделивая пышная блондинка с древнеримскими чертами лица. Здесь нет конфликта «сторон медали»: обе стороны медали сообщают зрителю: «я королева, все валяются у моих ног, а кто не согласен, тех я проучу».

   Пожалуй, самой известной картиной, где присутствует декоративное зеркало, является картина Яна Ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Зеркало здесь аллегорически представляется неким символическим свидетелем клятвы мужа своей беременной супруге. На заднем плане круглое зеркало с изображениями библейских сцен на раме как некое всевидящее око, всё видело и молчаливо будет наблюдать за давшим клятву, куда бы тот ни направился.

   Однако символизм старинного декоративного зеркала в качестве божественного ока в средние века был скорее исключением. Чаще было как раз наоборот. На картине Джованни Беллини «Благоразумие» обнажённая и по всем современным канонам некрасивая девушка стоит в полный рост с закрытыми глазами и презрительно поджатыми губами. Пальцем она тычет в круглое тёмное зеркало, от которого демонстративно отвернулась, потому что из него смотрит дьявол. Но нет, как бы ни пялился коварный чертяка, он не получит эту душу! Благоразумная средневековая девушка не будет смотреться в зеркало, даже без одежды!

  Однако не только двойственная природа и роковые страсти изображались на картинах с зеркалами. Иногда это просто красота или даже ещё меньше, чем просто красота!

   Например, тема Венеры с зеркалом (Веласкес, Рубенс, Тициан) обыграна на сто рядов. Роскошь женского тела, спокойное восприятие себя любимой – и больше ничего. Никаких драм, подтекстов и философских дилемм.

декоративное старинное зеркало reverseglass
Диего Веласкес Венера с зеркалом

   А картина «Сюрприз» Витторио Реджанини и вовсе изображает двух глупых девиц, которые обернулись – возможно, на слово «сюрприз», произнесённое не менее глупым подростком, ворвавшимся в их комнату. Собственно он и отражается в зеркале.

   Современное искусство  изображения зеркальных поверхностей не отстаёт от древнего. Только современные акценты сместились в сторону современных тематик, таких как спор и согласие природы и технологий.

   Так, например, гиперреалист Саймон Хеннесси любит изображать отражения урбанистических пейзажей в зеркальных очках персонажей своих картин.

   Экспериментаторский дух витает и над самим декоративным зеркалом: скульптурные композиции и плоские зеркальные геометрические мотивы характерны для дизайнерских решений в стиле хай-тек. Аниш Капур эпатирует уличные толпы монументальными зеркальными «каплями ртути», на фоне которых любят фотографироваться туристы всех стран мира. А последний писк современной архитектурной моды – зеркальные дома, особенно где-нибудь на лоне природы – чтобы было что отражать и создавать иллюзию камуфляжа.

   Не отстают от ультрасовременных тенденций и поклонники старины глубокой. Как ни парадоксально, но именно современные технологии позволяют сегодня мастерам имитировать любую старинную технологию, привнося в произведения искусства, выполненные в стилях прошлых веков, нотки современных смысловых акцентов. Без всяких исключений этот тезис подходит для понятия «декоративное зеркало».

   Так, всё большую популярность приобретают декоративные старинные зеркала. Но найти зеркало нужного размера, нужной формы, нужного стиля и века – задача очень проблематичная. Если вы не коллекционер древностей, а просто хотите создать некий акцент в интерьере, то совершенно незачем искать для такой цели подлинник древнего искусства. Достаточно заказать у современных мастеров зеркало «под старину» или искусственно состаренное декоративное зеркало искомого стиля с применением самых разнообразных материалов и технологий. Сегодня для творчества есть и мотивация, и условия – бери да твори. Главное – желание наполнить пространство своего дома солнечными зайчиками художественных декоративных зеркал.