Техника эгломизе- волшебные рисунки на зеркале
«Зачем вы наносите рисунки на зеркале? Оно же потеряет своё главное свойство – прозрачность!» – вариант из часто задаваемых вопросов. Но мастера не стремятся выдавать тайну происхождения термина техника эгломизе (eglomise technique). А было дело так. Однажды маляр подозвал к себе ученика и приказал ему покрасить окна. И через некоторое время услышал: «Окна покрасил. А рамы тоже красить?»
На самом деле, с этой техникой не всё так просто. Конечно, окна в технике Verre églomisé не делают. Но, если стекло покрыть слоем золота, то получится…золотое зеркало! А вы не знали?
Но давайте обо всём по порядку.
Все точки над «i» Техника эгломизе- рисунки на зеркале
Прежде чем погружать читателя в хитросплетения термина зеркало с рисунком или понятия «техника эгломизе», неплохо было бы ответить сразу на все основные вопросы: что, зачем и почему. Так сказать, протанцуем в обратную сторону – от выводов к исходной точке отсчёта.
Итак. Если отправиться в интернет на поиски описания или видео, как наносят рисунки на зеркале в этой технике, то потребуется некоторый запас специальных и специфических слов, чтобы не запутаться. В этом поможет алфавитный справочник – «толковый verre eglomise glass -словарик».

Толковый словарик.
- Амальгама – изначально сплавы ртути с другими металлами для создания зеркального покрытия. В настоящее время ртуть для производства зеркал не используется. Также амальгамой называют любое зеркальное покрытие – например, фольгу или раствор металлического порошка.
- Асол – клей для нанесения амальгамы из листов фольги в технике эгломизе (сусального золота, серебра или потали).
- Венецианское – это зеркало с рисунком преимущественно из золотой амальгамой и ажурным обрамлением из элементов в золотой оправе или графических орнаментов по амальгаме.
- Глизаль (лессировка) – материал и, соответственно, техника получения глубоких переливающихся цветов за счёт нанесения полупрозрачных слоев поверх основного цвета.
- Гломи, Жан Батист – французский изготовитель художественных рам, по имени которого названа eglomise technique (эгломизе техника).
- Гравировка – нанесение рисунка на поверхности металла, камня, дерева, зеркала процарапыванием, резкой или химическим травлением.
- Гуммиарабик (аравийская камедь) – смола африканской акации в порошке, заливается кипятком для получения клеящего раствора для приклеивания бумаги (трафарета) к поверхности.
- Карносол – некий загадочный бразильский медицинский препарат… Горячий водный раствор карносола используется некоторыми мастерами в качестве клея для сусального золота, серебра или потали, наносится на стекло с трафаретом или без оного.
- Кисточкой для макияжа удаляют излишки фольги, которая не приклеилась к поверхности.
- Мордан – клеящая смесь для сусального золочения на натуральной основе (смол и масел).
- Поталь – металлическая фольга, имитирующая сусаль. Может быть алюминиевой, медной или из сплавов (например, медь с цинком). Также поталью называют металлизированные краски, имитирующие позолоту или серебрение для работ, где применяется техника эгломизе.
- Серебряный порошок – в смешивании с раствором карносола даёт серебряную амальгаму.
- Скальпель малярный – нужен для вырезания орнамента на бумаге или процарапывания по потали.
- Сусаль – тончайшая фольга из золота (или серебра). Наклеивается на поверхность, создавая впечатление, что предмет полностью сделан из золота.
- Ткань из конского волоса – для полировки зеркальной поверхности.
- Эгломизе техника (verre eglomise glass)– рисунки на зеркале, выгравированные с обратной стороны по золотой, серебряной или иной металлической амальгаме геометрического узора или растительного орнамента с последующим нанесением слоёв красок, позолоты, и окрашиванием фона. Таким образом, это рисование в обратном порядке: сначала рисунок – от переднего плана к заднему, потом фон. Если это надпись, то она будет наноситься зеркально – буквы в обратном порядке и в обратную сторону.
Сложно? Пожалуй. А кому легко?

Э — Гломи — Зеркало ручной работы с рисунком
Резюмируя, можно сказать так: эгломизе техника (eglomise technique) – это зеркало ручной работы с рисунком, где в качестве художественного слоя (амальгамы) выступает тонкая металлическая фольга, а рисунки наносятся путём гравировки по амальгаме (процарапывания, в данном случае насквозь – до материала) или с использованием трафарета. Э-Гломи-Зеркало! Однако это вовсе не означает, что в такое изделие обязательно смотрятся, чтобы прихорошиться. Зачастую это декоративные картины или художественные вставки в предметы интерьера.
Что рисуют на обратной стороне в этой eglomise technique (техника эгломизе)?
- Орнаментальные обрамления произведений, картин, проще говоря – рамки…
- Геральдические и религиозные символы, эмблемы, логотипы. Художественная техника эгломизе позволяет создавать настоящие шедевры изобразительного искусства;
- Символические, поздравительные или рекламные надписи;
- Графические изображения растительной и животной тематик;
- Силуэты;
- Портреты;
- Пейзажи
Каковы области применения eglomise technique (техника эгломизе)
° В виде инкрустаций (декоративных вставок) в достаточно крупные ювелирные изделия – медальоны, перстни, шкатулки, а также в предметы интерьера – мебель, стены. Сегодня техника эгломизе достигла поитине небывалых высот в создании великолепных образцов ювелирного искусства.
° В виде конструктивных элементов мебели (стеклянные столешницы, дверцы шкафов, зеркало с рисунком).
° В виде самостоятельных предметов интерьера (межкомнатные двери, перегородки зонирования, зеркала, журнальные столики, стойки для цветов).
° В виде произведений изобразительного искусства, проще говоря – картин!
Зачем покупать домой зеркало с рисунком, если можно купить отдельно зеркало или просто картину? А также просто использовать для своей мебели заводское серийное изделие или стекло с рисунком, а то и гравюру? В чём преимущества эгломизе и зачем нам всё это?
- Рисунки на зеркале (техника эгломизе), нанесённые на лицевую сторону стекла, требуют особой защиты. А предмет с изображениями на тыльной стороне можно инкрустировать в любую деталь интерьера без риска повредить изображение.
- Рифлёное стекло или гравюру по стеклу неудобно мыть – грязь забивается в прорези изображения, а плоское стекло с рисунком на обратной стороне легко чистится.
- В картине, исполненной художником на каком-либо материале, виден этот самый материал (холст, дерево, бумага, и т. д.). Рисунок на обратной стороне зеркала как бы нарисован в воздухе и прикрыт снаружи самим материалом. Это создаёт неповторимый эффект загадочности.
- Портрет, нарисованный с обратной стороны, создаёт эффект присутствия – будто в зеркале отражается человек. Для натур впечатлительных – сильное ощущение.
- Простые зеркала или вставки в предметы интерьера, даже имеющие большую декоративную ценность, всё же не так интересны, как зеркало ручной работы, в котором можно создать неповторимые сияющие переходы, чередуя золотую и серебряную поталь.