эгломизе PATTERN 2
24
Июл

Секретик с золотинкой  или Второе рождение эгломизе

Секретик с золотинкой  или Второе рождение эгломизе

Эгломизе. Это такой спиритуальный подход к фотографии.

Внешне это выглядит так, будто в зеркале, потерявшем амальгаму,

вдруг проступает некое изображение.

(В. Клавихо-Телепнёв)

Если чуть-чуть продвинуться в глубину веков, то можно обнаружить, что частенько новое – это хорошо забытое старое. Термин «эгломизе» (Verre églomisé, eglomise) появился девятнадцатом веке, от имени предприимчивого парижанина – Жана Батиста Гломи, который занимался изготовлением рам и связанными с этой деятельностью художественными работами.  Таким образом, создание гравюр на амальгаме с обратной стороны стекла замысливалось для декорирования пространства между рамой и картиной, либо самой стеклянной рамы. И только затем уже – для создания самостоятельного художественного приёма, используемого при инкрустации стеклянных элементов с графикой в различные мелкие предметы – нагрудные иконки, перстни, медальоны, шкатулки, табакерки. Гломи запатентовал свой способ создания расписанной с обратной стороны стеклянной рамы «Эгломизе» , но далее, как говорится, пошло-поехало.

эгломизе BOISERIE 2 REVERSEGLASS
эгломизе BOISERIE 2 REVERSEGLASS

Однако ещё в Древнем Риме создавали трёхслойные золочёные стеклянные кубки: между двумя слоями стекла вставляли золотую пластину, а затем разогревали эту конструкцию, сплавляя слои. Затем Эпоха Возрождения баловала почитателей искусств венецианским стеклом и росписями по золочёным зеркалам… Если собрать воедино все технологии древности, то бедному Глуми не останется и листика от лаврового венка эгломизе, который он водрузил на свою парижскую голову.

А что же мы с вами? Что остаётся нам? Неужели всё придумано до нас? А нам остались только чудеса хайтека, с их лазерными и цифровыми нанохудожествами? Нет, друзья. Нет, нет и нет! Душа просит чего-то вроде дагерротипа и «пардон, мадам». Техника eglomise? Подойдёт!

Сегодня самый чуткий и требовательный к оформлению своего жизненного пространства заказчик стремится сочетать изобилие плодов сверхскоростного прогресса с чем-то таким, что навевало бы ощущение древности, близкое к чувству вечного. Особую категорию представляют технологии имитации старинных вещей. Дух ретро бродит по цифровой цивилизации! И техника эгломизе не избежала сей участи: большинство имитаторов данной техники, выкладывающие видео своих мастер-классов в интернете, делают упор на искусственное состаривание. Имитация состаренных зеркал, в которых проглядывает чей-то портрет – это уже на грани мистического триллера, и то впечатляет многих.

Помните детскую игру в секретики? «Золотинку» – фольгу от шоколадной конфеты накрывали стёклышком и закапывали. Разумеется, такой «секретик» следовало потом показывать – чуть-чуть приоткапывать и протирать пальцем… Так вот эгломизе чем-то напоминает это ощущение – там, за стеклом, золотится и серебрится какая-то тайна. И это не сделать в какой-то другой художественной методике. Вот и сегодня гравировка по потали в технике эгломизе переживает новое возрождение. И снова всё началось в Италии. А в России первопроходцем стал фотохудожник Владимир Клавихо-Телепнёв. А началась его история знакомства с эгломизе – с попыток восстановить дагерротип.

Эгломизе в действии. Стеклянные парадоксы от Ромула до наших дней.

 

Как это ни парадоксально, стремление человека к красоте во все века брало верх над практической пользой. «Homo sapiens» – не совсем удачное название для существа, которое чаще поступает по велению чувств, чем по велению разума. Однако, если бы не эта способность восхищаться так, чтобы делать из предметов искусства предметы поклонения, то вряд ли бы человечество дошло до оптики и космических технологий… Ведь в человеческой истории получилось так, что стекло – это прежде всего красиво, и уже только потом полезно.

Кстати, что появилось раньше – стекло или зеркало? «Конечно, стекло, ведь зеркало – это стекло со светоотражающим слоем!» – ответ логичный, но неверный. Ведь что из себя представляет собственно зеркальный слой? Правильно: металлическую плёнку. А с металлами люди научились обращаться задолго до изобретения стекла. И действительно,  исторически зеркало появилось раньше стекла. Допотопные зеркала представляли собой отполированные металлические или каменные пластинки. Бронза, медь, серебро, олово, и, конечно же, природное вулканическое стекло обсидиан – да мало ли что ещё можно на досуге натереть до блеска!

эгломизе PATTERN_2_REVERSEGLASS
эгломизе PATTERN 2 REVERSEGLASS

В общем, примерно от тридцатого века до нашей эры до пятого века нашей эры люди разных культур упражнялись в смекалке, кто во что горазд. Но затем наступили тёмные средние века, в которые людям было сообщено, что через зеркальные поверхности черти из ада лезут в наш мир – чуток охладиться и позабавиться с людьми, ибо климат в пекле весьма суров, да и развлечения однообразные.  Потому об этих дьявольских лазейках в посюсторонний мир людям пришлось забыть – вплоть до изобретения аж в шестнадцатом веке способа раскатывания стекла, с последующим нанесением на него слоя металла. Само стекло было изобретено там же, где и древние зеркала – в бронзовом веке, где-то в районе Месопотамии. Но использовалось оно исключительно для изготовления сосудов, путём наматывания горячих волокон стекла на глиняную основу. А затем в Древнем Риме изобрети способ выдувания стеклянных сосудов.

Невероятно, но факт: выдумать и сотворить изысканные эллинские и римские стеклянные амфоры с отголосками Эгломизе (eglomise), которыми сегодня восхищается весь мир, древнему человеческому уму оказалось проще, чем плоское листовое стекло! Да уж, плоский лист стекла – это вам не кубок Ликурга или Портлендская ваза!

Только в тринадцатом веке монахи-францисканцы додумались до выдувания сосудов из стекла и покрывания их изнутри слоем олова, заново открыв напрочь забытую технологию древнеримских стеклодувов. Затем эта колба разбивалась, и из таких вот вогнутых осколков получались кривенькие зеркальца. Ну а там и до плоского стекла – всего каких-то три века. Братья из Мурано, венецианские стекольные мастера, взяли да и раскатали на медной столешнице разрезанный пополам стеклянный цилиндр.  Так первое в мире плоское зеркало стало первым в мире зеркальным предметом интерьера.

Verre églomisé на стыке тысячелетий

Зеркало эгломизе (Verre églomisé) переживает свой ренессанс – второе рождение, на более высоком технологическом уровне, и, естественно, в эпоху Возрождения. Причём изначально утилитарное значение зеркала затмила его художественная ценность, доходящая до настоящего безумия: во время зеркального бума времён Марии Медичи картины великого и высокочтимого Рафаэля стоили почти в три раза дешевле зеркал того же размера. Как говорится, «меняю персидский ковёр 2×3 на аналогичный кусок сала». Да и сама королева Мария чуть не разорила своё королевство из-за своего пагубного пристрастия к зеркалам.

Поистине зеркала обладают магической силой. Особенно если мастера-стекольщики не останавливаются на достигнутом…в очередной раз изобретая то, что было открыто предшественниками несколько веков назад, но с добавлением новых деталей и особенностей. Так и венецианцы, заново открыв золочение стекла, привнесли новый оттенок в это искусство – вместо горячего метода стали использовать холодный, нанося тонкую золотую фольгу на стекло эгломизе (Verre églomisé) при помощи клея и затем гравируя по золотому слою сцены из Евангелия и другие изображения.

Теперь настал черёд нам заново открыть для себя и освоить эту технику, чтобы радовать покупателей – будущих обладателей этих необыкновенных предметов интерьера.